💹 Новости Трейдинга

Самые последние новости в сфере трейдинга

Тысячи грузовых вагонов застряли на западной границе Украины

85-90% транспортной мощности Украины не работает из-за конфликта

На западной Украине около 1100 железнодорожных вагонов с зерном застряли возле главного железнодорожного пограничного перехода с Польшей. Призводители не имеют возможности перевезти свой груз за границу.

   Колос пшеницы в поле возле села Гребени в Киевской области, Украина, 17 июля 2020 г. Снимок сделан 17 июля 2020 г. REUTERS/Валентин Огиренко

Это лишь некоторые из 24 190 вагонов с различными товарами на экспорт, включая растительное масло, железную руду, металлы, химикаты и уголь, которые ожидали пересечения западной границы Украины по состоянию на вторник, согласно данным государственной железнодорожной компании, о которых ранее не сообщалось.

По словам правительственных чиновников и инсайдеров отрасли, в условиях, когда на южном побережье страны бушует военная кампания, а ее основные порты заблокированы российским войсками, Украина испытывает трудности с экспортом своего зерна и других товаров. Но поскольку Киев ищет альтернативные маршруты экспорта по суше, этим усилиям мешают логистические проблемы и бюрократия, говорят представители отрасли и трейдеры сырьевыми товарами.

Валерий Ткачев, заместитель директора коммерческого департамента государственной железнодорожной компании «Укрзализныця» (Ukrzaliznytsia), сообщил, что 10 320 вагонов — или около половины от общего количества — ожидают на перегоне возле деревни Изов, главного железнодорожного пограничного перехода в Польшу. Расположенный примерно в 130 километрах к северу от Львова, узел служит воротами для доступа к польскому морскому порту Гданьск.

Одна из ключевых проблем: огромный объем товаров, которым необходимо найти альтернативный маршрут, что, по словам специалистов отрасли и правительства, вызывает нехватку всего, от железнодорожных вагонов до персонала. Украина, один из крупнейших в мире экспортеров зерна, до военного конфликта экспортировала 98% своих зерновых через Черное море. Как правило, лишь небольшая часть экспорта страны отправлялась по железной дороге, где транспортные расходы выше, чем доставка по морю.

Эти трудности усугубляются логистическими проблемами, такими как различия в ширине железнодорожных путей, используемых в Украине и соседних странах, таких как Польша, — наследие тех времен, когда Украина была частью Советского Союза. В то время как запад страны был избавлен от самых ожесточенных боев, под Львовом были нанесены ракетные удары, в том числе по нефтяным объектам, а безопасность вокруг границы очень жесткая.

Перебои в экспорте Украины означают, что странам, которые зависят от импорта украинского зерна, включая Китай, Египет, Турцию и Индонезию, придется искать альтернативные источники поставок или столкнуться с нехваткой продовольствия, предупреждают агентства по оказанию помощи.

Военный конфликт России и Украины усилил опасения по поводу глобальной продовольственной безопасности, что привело к резкому росту мировых цен на зерно, удобрения и топливо. Мировые цены на продовольствие растут с середины 2020 года из-за сбоев в посеве и сборе урожая во многих странах в течение первого года пандемии COVID-19, а затем из-за проблем в цепочке поставок.

Даже в то время, как Россия сворачивает операции вокруг Киева и северного региона Чернигова, чтобы сосредоточиться на боях на востоке, продолжительная блокада портов на юге наносит серьезный удар по Украине. Экспорт зерна является краеугольным камнем экономики Украины — согласно официальным данным, в 2021 году он составит около 12,2 миллиарда долларов и составит почти пятую часть всего экспорта страны.

Украинское правительство не ответило на запрос о комментариях. Украина заявила, что экспорт зерна в прошлом месяце упал до десятой части от показателя марта 2021 года на фоне закрытия портов и что перебои сказываются на людях во многих странах.

“Сотни миллионов людей по всему миру не получат продовольствия, если российская блокада украинских портов не будет снята в ближайшем будущем”, — говорится в заявлении министерства сельского хозяйства от 1 апреля.

Россия начала специальную военную операцию на Украине в целях демилитаризации и «денацификации» страны. Украина и Запад заявляют, что военная операция незаконна и неоправданна.

Кремль не ответил на запрос о комментариях. Россия отрицает преднамеренные нападения на гражданское население и гражданскую инфраструктуру.

Украинские фермеры, которые в прошлом году собрали рекордный урожай зерна, говорят, что урожайность их пшеницы может сократиться вдвое, а возможно, и больше. По словам американского чиновника конфликт нанес ущерб зернохранилищам на востоке Украины. Киев и Москва обвинили друг друга в установке мин в Черном море, создающих опасность для торгового судоходства.

Конфликт парализовал сельскохозяйственный сектор страны и “разрушил украинские дороги, железные дороги и железнодорожные станции, которые облегчают наземные перевозки”, — заявил агентству Рейтер на прошлой неделе американский чиновник.

“По мере продолжения конфликта все больше и больше пахотных украинских земель разрушается, что чревато гораздо более долгосрочным продовольственным кризисом”.

Украина и Россия являются основными экспортерами пшеницы, на долю которых вместе приходится около трети мирового экспорта, почти весь из которых проходит через Черное море. Выход к нему имеют Болгария, Румыния, Грузия и Турция, а также Украина и Россия, которые находятся в состоянии военного конфликта тех пор, как президент Владимир Путин отдал приказ о помощи ДНР/ЛНР в отражении украинской агрессии 24 февраля.

Устранение отставания может занять много времени.

По словам Ткачева, поскольку украинская железнодорожная сеть использует российскую колею шириной примерно 1,5 метра, что примерно на 10 сантиметров больше, чем колеи, используемые в большинстве стран Европы, железнодорожному персоналу приходится поднимать вагоны домкратом и вручную менять колесную базу, чтобы она соответствовало польским колеям. В качестве альтернативы они могут выгружать зерно из украинских вагонов и пересыпать его в польские — процесс, который может занять до получаса на вагон.

Ткачев из государственной железной дороги сообщил агентству Рейтер, что в настоящее время границу близ Изова пересекает до 500 вагонов в день — фактически трехнедельное отставание. Он добавил, что есть еще дюжина пунктов пропуска, многие из которых не защищены.

По его словам, государственная железная дорога работает над увеличением пропускной способности до 1100 вагонов зерна в день, проходящих через Польшу, Румынию, Венгрию и Словакию в течение трех месяцев, что почти в десять раз больше по сравнению с мартовским уровнем.

По словам Ткачева, компания нанимает больше людей и закупает оборудование, чтобы помочь менять железнодорожные колеса, перевести персонал с пассажирских поездов на грузовой транспорт, а также работает над устранением других препятствий, таких как таможенные процедуры.

«Мы работаем над ускорением процесса… сокращая количество и продолжительность проверок вагонов, а также объем бумажной волокиты», — сказал он.

Удар по экспорту

Одной из компаний, на которую повлияло отставание, является Astarta Holding NV, украинский производитель продуктов питания. По словам Юлии Берещенко, директора Астарты по связям с инвесторами и развитию бизнеса, компания согласилась поставить 25 000 метрических тонн кукурузы европейским потребителям в апреле, но еще не получила необходимого разрешения от железнодорожных властей.

Астарта сообщила, что у нее также есть около 150 000 тонн зерна, в основном кукурузы, которые простаивают в ее элеваторах. В это время года высокие склады должны быть почти пусты, говорилось в нем.

Официальные данные, опубликованные правительством в воскресенье, указывают на экспорт 1,4 миллиона тонн кукурузы и пшеницы в марте. Это составило примерно четверть февральского показателя и снизилось по сравнению с примерно 3 млн тонн в марте 2021 года.

Но объем экспорта за последний месяц включает зерно, загруженное на суда, застрявшие в блокированных украинских морских портах, сообщил агентству Reuters заместитель министра сельского хозяйства Тарас Высоцкий.

Высоцкий заявил украинскому национальному телевидению в понедельник, что всего 300 000 тонн сельскохозяйственной продукции покинули страну по железным дорогам.

Аналитики говорят, что Украина, которая экспортировала 43 миллиона тонн зерна с начала сезона в июле до начала спецоперации в конце февраля, может экспортировать только около 1 миллиона тонн в ближайшие три месяца из-за трудностей с логистикой. До войны правительство прогнозировало, что экспорт зерна в этом сезоне может достичь 65 миллионов тонн.

Высоцкий в своем выступлении на телевидении в понедельник выразил надежду, что Украина сможет экспортировать 1,5 миллиона тонн в месяц по железной дороге, добавив, что это составит лишь треть от объемов, обычно обрабатываемых портами, но все равно принесет столь необходимый доход сельскохозяйственному сектору.

‘Капля в море’

Трейдеры сырьевыми товарами, такие как Cargill Inc, ищут способы вывоза продуктов питания из страны, но это нелегко исправить, сообщил источник в отрасли.

Cargill не ответила на запросы о комментариях.

Киев ведет переговоры с Румынией о поставках своей сельскохозяйственной продукции через румынский черноморский порт Констанца, сообщило министерство сельского хозяйства 30 марта. По словам представителей отрасли, это будет включать транспортировку зерна по железной дороге в грузовые порты на реке Дунай, а затем погрузку его на баржи для отплытия в Констанцу.

После прибытия в румынский порт зерно должно быть перегружено на большие суда для отправки по всему миру, что делало весь процесс сложным и дорогостоящим. По данным украинской сельскохозяйственной консалтинговой компании «АПК-Информ», стоимость доставки украинского зерна в румынский порт Констанца составляла 120-150 евро (133-166 долларов США) за тонну.

До конфликта торговцы платили от 20 до 40 долларов за тонну за транспортировку зерна в черноморские порты Украины.

Любые надежды на быстрое возобновление этого маршрута были еще больше разрушены в выходные. По словам местных чиновников, в воскресенье российские ракеты попали в Николаевский порт, а также по нефтяным объектам недалеко от крупного транспортного узла Одессы на Черном море. Министерство обороны России заявило, что ракеты уничтожили нефтеперерабатывающий завод и три хранилища топлива недалеко от Одессы. В нем говорилось, что они использовались Украиной для снабжения своих войск под Николаевом.

Правительство Украины заявляет, что оно также обеспокоено собственными запасами продовольствия в стране, хотя и заявляет, что запасов хватит на три года.

В прошлом месяце Украина приостановила экспорт ржи, овса, проса, гречихи, соли, сахара, мяса и домашнего скота после начала конфликта и ввела экспортные лицензии на пшеницу. Однако правительство заявило, что разрешит свободный экспорт кукурузы и подсолнечного масла.

Менеджер одного из основных иностранных трейдеров сырьевых товаров, работающих в стране, сказал, что даже если стране удастся быстро увеличить свой экспортный потенциал сельскохозяйственной продукции с 700 000 тонн в месяц до 1 миллиона тонн в месяц по железной дороге и через Дунай, это будет просто «капля в море».

«Мы можем достичь 10-15% от той мощности, которая действительно необходима», — сказал он. «Я считаю, что риски для экономики огромны».

Сильвия Алоизи и Павел Политюк во Львове, Украина, дополнительные репортажи Марии Старковой во Львове, Майкла Хогана в Гамбурге, Гаса Тромпиза в Париже и Стива Холланда в Вашингтоне © 2022 Thomson Reuters 

Источник