💹 Новости Трейдинга

Самые последние новости в сфере трейдинга

Россия потеряла 60% рынка морских нефтеперевозок в Европе

По мере сокращения европейского рынка судам приходится совершать все более длительные рейсы

Россия лишилась трех пятых морских продаж нефти в Европе после начала военного конфликта на Украине в феврале. Этот рынок почти полностью исчезнет через восемь недель, а последние санкции сильно осложнят перенаправление потоков в другие места.

За четыре недели до 7 октября поставки нефти в Европу составили в среднем 630000 баррелей в сутки по сравнению с 1.62 млн баррелей до конфликта. Теперь танкеры с российской нефтью вынуждены тратить на доставку в Индию в четыре раза больше времени, чем раньше на доставку груза в Нидерланды, или в 10 раз больше времени, чем на доставку в польский Гданьск.

Последний раунд европейских санкций, принятых в ответ на проведение президентом Путиным СВО на Украине, включает запрет на перевозку российской нефти в любую точку мира на танкерах ЕС, что может усилить воздействие на морские потоки. Пересмотренные санкции также включают ограничение цен, которое поддерживает Министерство финансов США: в соответствии с ним с 5 декабря покупатели российской нефти смогут пользоваться европейскими судами, страховкой и другими услугами, но только в том случае, если цена, которую они заплатят, будет ниже определенного порога.

Средний недельный объем отгрузок (среднее за 4 недели)

Источник: Bloomberg

Россия заявила, что не будет продавать нефть покупателям, которые поддержат ограничение цен, предупредив, что введение ценового потолка может привести к сокращению добычи в стране, и ее основные потребители вряд ли одобрят это. Тем не менее, ожидается, что такой механизм усилит позиции ключевых клиентов из Китая, Индии и Турции на переговорах с Россией во время будущих закупок.

Потоки в эти три страны, которые смогли заполнить пробел после того, как европейские покупатели начали избегать экспорта из Москвы, в июне достигли максимума в 2.2 млн баррелей в сутки. За четыре недели до 7 октября этот показатель снизился примерно на 320000 баррелей в сутки.

Объем танкерных перевозок, конечные пункты назначения которых пока неизвестны, может сократить этот разрыв, но не устранит его полностью.

Хотя общий объем поставок нефти из России снизился за неделю до 7 октября, среднее значение за четыре недели изменилось в противоположном направлении. Последние поставки перекрывают поставки за неделю, закончившуюся 9 сентября, когда потоки из тихоокеанского порта Козьмино сократились из-за тайфуна Хиннамнор.

Куда везут нефть

В среднем общий объем экспорта увеличился за четыре недели, но оставался меньше 3 млн баррелей в сутки в течение четвертой недели; это самый длительный период с начала марта, когда этот показатель был ниже данного порога. Рост связан с потоками в Азию, которые подскочили до самого высокого уровня с июня.

Цифры не включают грузы, идентифицированные как казахстанский сорт KEBCO. Это грузы АО «КазТрансОйл», которые перевозятся транзитом через Россию для экспорта через Усть-Лугу и Новороссийск.

Казахстанская нефть смешивается с нефтью российского происхождения для получения однородного экспортного сорта. После начала конфликта на Украине Казахстан провел ребрендинг грузов, чтобы они отличались от грузов, отправляемых российскими компаниями. Транзитная нефть освобождена от санкций ЕС в отношении морских поставок из России, которые должны вступить в силу в декабре.

Европа

Экспорт российской нефти в европейские страны по морю сокращался четвертую неделю, упав до 604000 баррелей в сутки, что является самым низким показателем за четыре недели до 7 октября за год. Поставки уменьшились на 56000 баррелей в сутки, или на 8%, с этого периода по 30 сентября. Данные цифры не включают поставки в Турцию.

Объем поставок из России в страны Северной Европы практически не изменился в среднем за четыре недели до 7 октября по сравнению с предыдущей неделей.

Экспорт в средиземноморские страны резко сократился за четыре недели до 7 октября, при этом уменьшились поставки как в Италию, так и в Турцию. Потоки в регион, включая Турцию, которая была исключена из приведенных выше европейских показателей, упали до минимума с марта.

Совокупные поставки в Болгарию и Румынию не изменились по сравнению с предыдущей неделей, при этом увеличение поставок в Болгарию компенсировало снижение потока в Румынию.

Азия

Поставки азиатским потребителям российской нефти, а также поставки на судах без указания конечного пункта назначения, которые обычно заканчиваются в Индии или Китае, росли четвертую неделю подряд. Средний объем поставок нефти в Азию за четыре недели увеличился до самого высокого уровня за 16 недель. В течение четырех недель до 7 октября поставки в Азию в среднем составляли 1.94 млн баррелей в сутки, при этом еще 140000 баррелей в сутки приходилось на танкеры, место разгрузки которых неизвестно.

Все танкеры, перевозящие нефть в неустановленные азиатские пункты назначения, указывают Порт-Саид или Суэцкий канал, при этом конечные точки разгрузки вряд ли будут указаны, пока они не пройдут по водному пути хотя бы в Красное море. Большинство из этих кораблей оказываются в Индии, а некоторые направляются в Китай.

Потоки по расположению пунктов экспорта

За семь дней до 7 октября совокупные поставки российской нефти упали до трехнедельного минимума, снизившись на 410000 баррелей в сутки, или на 12%, по сравнению с предыдущей неделей. Потоки снизились из всех регионов, за исключением Арктики. Цифры не включают поставки из Усть-Луги и Новороссийска, идентифицированные как казахстанский сорт KEBCO.

Экспортная выручка

Поступления в казну Кремля за счет экспортной пошлины на нефть резко сократились, снизившись на $42 млн и достигнув минимума за 15 недель на уровне $125 млн за семь дней до 7 октября. Средний доход за четыре недели упал не так сильно, снизившись на $3 млн до 14-недельного минимума в размере $143 млн.

Экспортная выручка России от продажи сырной нефти (неделные данные)

Источник: Bloomberg

По расчетам Bloomberg на основе данных, опубликованных Министерством финансов России, в октябре ставка экспортной пошлины на 15% ниже, чем в сентябре, — $6.06 за баррель, что является самой низкой ставкой за баррель с февраля 2021 года. Более низкая ставка усиливает влияние снижения поставок на доходы Кремля.

Судя по всему, таможенные тарифы снова упадут в ноябре, если только скидка на Urals по отношению к Brent не станет еще меньше в последние недели. Средняя стоимость Brent с 15 сентября упала на 5% по сравнению с периодом, использованным для расчета октябрьской ставки.

Потоки из региона происхождения в пункт назначения

Ниже указано количество судов, покидающих каждый экспортный терминал, а также пункты назначения грузов из четырех экспортных регионов.

Как показывают данные отслеживания судов и отчеты портовых агентов, в общей сложности за неделю до 7 октября 28 танкеров погрузили 20.6 млн баррелей российской нефти. Этот показатель снизился на 2.9 млн баррелей до трехнедельного минимума. Пункты назначения определяются в зависимости от того, какой пункт назначения указывают суда на момент написания статьи, причем некоторые из них почти наверняка изменятся по мере выполнения рейсов. Цифры не включают грузы, идентифицированные как казахстанский сорт KEBCO.

Общий объем на судах, загружающих российскую нефть с балтийских терминалов, вернулся к трехнедельному минимуму, сократившись на 314000 баррелей в сутки. Из 12 танкеров, забирающих груз в Приморске и Усть-Луге, только один направляется в Северную Европу.

Поставки из черноморского порта Новороссийск также упали до трехнедельного минимума.

И, напротив, поставки из Арктики подскочили до пятинедельного максимума: за неделю до 7 октября из Мурманска вышли три судна.

Потоки нефти с восточных нефтяных терминалов России растеряли достижения предыдущей недели. Было погружено восемь партий нефти ВСТО, при этом все грузы, кроме одного, направлялись в Китай. Еще одно судно направляется в Шри-Ланку, где с 19 сентября на якоре стоит танкер с ВСТО из-за нехватки иностранной валюты для оплаты нефти.

Подготовлено Profinance.ru по материалам агентства Bloomberg

Источник