💹 Новости Трейдинга

Самые последние новости в сфере трейдинга

Миру еще долго придется жить с дорогой нефтью

Даже сейчас, когда цены опустились до трехмесячного минимума, мир все еще не может добывать столько нефти, сколько нужно, что сильно повлияет на мировую экономику и политику

Нефть 6 июля упала ниже $100 за баррель впервые с апреля, что позволило политикам, владельцам бизнеса и водителям по всему миру надеяться, что эпоха дорогой нефти подходит к концу. Но пока это не так.

В действительности динамика спроса и предложения на нефтяном рынке говорит о длительном периоде повышения цен, который продлится месяцы, если не годы. Спрос на топливо по-прежнему растет, поскольку мир возвращается к уровням, существовавшим до введения карантина из-за Covid-19. Возник дефицит НПЗ для переработки нефти в топливо. При этом возможности крупнейших мировых производителей нефти ограничены. Все это происходит на фоне сокращения экспорта из России из-за конфликта на Украине.

«Мир никогда не сталкивался с таким крупным энергетическим кризисом с точки зрения масштабов и сложности, — заявил Фатих Бироль, исполнительный директор Международного энергетического агентства (МЭА) на форуме 12 июля. — Возможно, худшее еще впереди, это влияет на весь мир».

Кризис сильно влияет на мировую экономику и политику. Рост цен на бензин в этом году на 42% уже привел к тому, что инфляция в США достигла самого высокого уровня за последнее поколение, что позволило Республиканской партии укрепить позиции в борьбе за возвращение власти в Конгрессе на промежуточных выборах в этом году. Высокие цены на топливо приводят к беспорядкам в разных странах: от Перу до Шри-Ланки. Энергетический переход, о котором мировые лидеры говорили в течение многих лет, рискует отойти на второй план.

На фундаментальном уровне мир прилагает максимум усилий, чтобы добывать столько нефти, сколько нужно. Это резкий разворот по сравнению с весной 2020 года, когда из-за пандемии спрос упал до самого низкого уровня за последние десятилетия, а цены на нефть рухнули ниже нуля. По данным МЭА, в следующем году мировое потребление нефти превысит уровень, существовавший до пандемии, и вырастет более чем на 2%.

Поставки не будут успевать за спросом. В июне JPMorgan Chase & Co. представил апокалиптический сценарий, при котором Путин не пустит на рынок миллионы баррелей российской нефти, а цены взлетят до $380 долларов. И хотя страна нашла покупателей в Китае и Индии, совокупная добыча в России снизилась более чем на миллион баррелей в сутки из-за санкций и нежелания некоторых стран вести дела с Москвой.

Туманные перспективы

Перспективы роста добычи за пределами России довольно туманны. ОПЕК, которая добывает около 40% мировой нефти, столкнулась с трудностями при достижении целей по добыче. Устаревшая инфраструктура, рекордно низкие инвестиции в течение нескольких лет и политические потрясения — все это сдерживают рост добычи. В мае ОПЕК+ (Организация стран-экспортеров нефти и ее союзники) добывала на 2.7 млн баррелей в сутки меньше совокупного целевого показателя.

Надежды на увеличение поставок нефти связаны с двумя членами Организации, которые имеют избыточные производственные мощности: Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты. Президент Джо Байден призывает их увеличить добычу. В подтверждение отчаянного стремления снизить цены на нефть Байден планирует посетить Саудовскую Аравию в этом месяце и встретиться с наследным принцем Мухаммедом ибн Салманом, с которым он раньше отказывался разговаривать даже по телефону, в частности из-за его роли в убийстве журналиста Джамаля Хашогги.

Однако неясно, сколько еще нефти может поставить Саудовская Аравия или ОАЭ. Aramco, саудовский государственный нефтяной гигант, утверждает, что может добывать 12 млн баррелей в сутки. Компания достигала такой отметки только один раз.

Что касается ОАЭ, то президент Франции Эммануэль Макрон на встрече G7 заявил, что, по словам главы государства, добыча уже ведется на максимальном уровне.

Кроме того, нет никаких признаков, что американская сланцевая отрасль готова — или хочет — прийти миру на помощь. Действительно, в гигантском Пермском бассейне Техаса и Нью-Мексико объемы добычи увеличиваются. Однако остальная нефтяная промышленность США находится в состоянии стагнации. Общий объем добычи в США по-прежнему отстает от докоронавирусного пика примерно на 1 млн баррелей в сутки.

Дело не только в том, что производители не могут добывать больше нефти. Некоторые из них просто не хотят. Пять крупнейших нефтяных компаний мира планируют инвестировать в этом году $81.7 млрд, а это лишь половина от расходов в 2013 году. Американские сланцевики пытаются ограничить расходы после огромных затрат в течение многих лет, но это практически не дает результатов. Крупнейшие европейские нефтяные компании сокращают инвестиции в нефть и вкладываются в низкоуглеродную энергетику.

Также существуют проблемы в сфере переработки. Несколько устаревших, неэффективных нефтеперерабатывающих заводов вынуждены были навсегда закрыться из-за пандемии, и теперь миру не хватает мощностей, а нефть, которая когда-то практически единолично определяла цены на заправках, больше не является точным показателем того, за что платят потребители. В США цены на нефть за последний месяц снизились на 13%. Тогда как бензин подешевел всего на 6.5%.

На фоне проблем со стороны предложения наблюдается резкий рост спроса. После двух лет ограничений из-за Covid сотни миллионов людей снова отправляются в поездки. В середине лета спрос уже почти достиг уровня, который существовал до пандемии. При этом Китай еще даже не полностью отменил карантин.

Центральные банки повышают процентные ставки, а перспектива глобальной рецессии заставляет инвесторов беспокоиться из-за грядущего обвала спроса. Тем не менее, экономические спады редко приводили к резкому снижению спроса на топливо. Помимо сокращения из-за пандемии, единственным современным примером серьезного спада является глобальный финансовый кризис. Обычно же потребление просто начинает медленнее расти.

Катастрофические последствия

Некоторые считают, что высокие цены на нефть — это как раз то, что нужно миру, чтобы отказаться от ископаемого топлива. Однако в реальности это еще больше осложняет переход.

В подобные времена даже те правительства, которые больше остальных заботятся об экологии, отступают, предоставляя налоговые льготы и тратя миллиарды долларов на обеспечение доступности традиционных видов топлива. По данным Bloomberg News, более 20 стран ввели субсидии для АЗС. А поскольку дорогая нефть приводит к росту инфляции и повышению процентных ставок, компаниям, работающим в сфере возобновляемой энергетики, приходится увеличивать затраты на привлечение капитала.

Существующих в мире 20 миллионов электромобилей недостаточно, чтобы сократить спрос на нефть. Исследовательская организация BloombergNEF, которая ежегодно публикует долгосрочный прогноз по электромобилям, ожидает, что спрос на нефть со стороны владельцев автотранспорта достигнет пика в 2027 году.

Но не все настроены так оптимистично. Аналитики Citigroup Inc. прогнозируют, что в случае рецессии нефть может упасть до $65 за баррель. По мнению банка, спрос на нефть может снизиться только при «самых серьезных глобальных рецессиях, а цены на нефть падают во время всех рецессий».

8 июля Путин предупредил об обратном. По его словам, западные страны совершили ошибку, введя санкции против российских энергоносителей. «Дальнейшее использование санкционной политики может привести к еще более тяжелым, без преувеличения — даже катастрофическим — последствиям на мировом энергетическом рынке», — заявил Путин.

Подготовлено Profinance.ru по материалам агентства Bloomberg

Источник