💹 Новости Трейдинга

Самые последние новости в сфере трейдинга

Строительство и ЖКХ пойдут по цифровому пути

Согласно утвержденной стратегии, цифровизация процедур в строительстве и ЖКХ, кроме прочего, направлена на достижение показателей непосредственно «цифровой зрелости». При этом, «цифровая зрелость» отрасли строительства находится на недостаточном уровне, из-за неоднородности уровня использования цифровых решений в регионах и невозможности отслеживать применение сквозной технологии информационного моделирования в различных информационных системах.

«Большая часть показателей для оценки «цифровой зрелости» связана с внедрением технологий информационного моделирования, при этом обязательность использования технологий информационного моделирования для объектов капитального строительства (КП), финансирование которых осуществляется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы, закреплена на законодательном уровне лишь с 1 января 2022 г. При этом доля таких объектов составляет около 20 % отраслевого объема. Также одной из причин является низкая материально-техническая и кадровая готовность как на региональном уровне, так и по отраслям. Расчет по базовым показателям «цифровой зрелости» развития городской среды достиг отметки в 60 %», — сообщили авторы документа.

По их словам, несоответствие уровня отраслевых цифровых систем поддержки управленческих решений современным запросам по эффективному планированию, проектированию, эксплуатации и текущему управлению объектов КП, городского и ЖКХ для достижения национальных целей и стратегических задач является одним из вызовов отрасли на ряду с «цифровым неравенством» субъектов страны в сфере строительства и ЖКХ.

«Также вызовами являются низкий уровень цифровизации участников градостроительной деятельности. 95 % взаимодействий между участниками на всех этапах жизненного цикла объектов КП происходит на бумаге либо в электронном нередактируемом формате. Низкий уровень цифровизации поставщиков коммунальных услуг и организаций, оказывающих услуги ЖКХ. Несформированность ресурсной базы для перехода к интенсивным и основанным на цифровых технологиях методам реализации государственной политики и обеспечения безбарьерной цифровой среды для взаимодействия участников, в том числе несформированность системы подготовки кадров для цифровой трансформации отрасли. Зависимость информационно-коммуникационной инфраструктуры отраслей строительства и ЖКХ от иностранного ПО, а также низкий уровень охвата технологий информационного моделирования в регионах, отсутствие обязательных требований применения технологий информационного моделирования на объектах КП, финансирование которых осуществляется за счет привлеченных инвестиций», — говорят авторы стратегии.

По их словам, еще одним вызовом является отсутствие инструментов мониторинга появления нелегальных свалок и площадок переработки отходов строительства и сноса.

Стратегия предусматривает унификацию и перевод в электронный вид услуг в сфере строительства с интеграцией с федеральным и региональными порталами государственных услуг, развитие суперсервиса «Цифровое строительство», обеспечивающего «бесшовное» оказание услуг в сфере строительства. Создание условий для взаимодействия всех участников инвестиционно-строительных процессов на базе единой цифровой среды, внедрение систем искусственного интеллекта (ИИ). Переход на использование сквозной технологии информационного моделирования для всего жизненного цикла объекта КС, внедрение и развитие системы управления жизненным циклом объекта КС на основе технологий информационного моделирования. Формирование вертикали управления цифровой трансформацией отрасли, разработка механизмов повышения «цифровой зрелости» отрасли строительства, а также «цифровой зрелости» развития городской среды. Развитие и модернизация ГИС жилищно-коммунального хозяйства и разработка механизмов повышения цифровизации организаций ЖКХ. Повышение эффективности функционирования единой информационной системы жилищного строительства за счет внедрения технологий ИИ. Развитие, поддержка и внедрение отечественного ПО на всех этапах жизненного цикла объекта КС. Корректировка существующей нормативной правовой базы в рамках применения технологий информационного моделирования. А также разработка ПО для внедрения региональных систем мониторинга обращения с отходами строительства и сноса, поэтапное внедрение ПО во всех субъектах страны.

«Результатами реализации стратегии должны стать – готовая единая цифровая система управления строительной отраслью и ЖКХ, переведенные в электронный вид все процедуры в рамках взаимодействия участников инвестиционно-строительного цикла на всем его протяжении, завершение формирования ГИС обеспечения градостроительной деятельности. Кроме того, в отношении не менее чем 30 % объектов, организация строительства которых осуществлена с использованием технологий информационного моделирования, должны быть получены разрешения на строительство и осуществлена постановка на государственный кадастровый учет, а также осуществлена доработка ГИС обеспечения градостроительной деятельности, проведено обучение государственных заказчиков и разработаны информационные системы управления проектами государственных заказчиков», — сообщают авторы документа.

По их словам, также результатом должно стать импортозамещение за счет внедрения в строительной отрасли и ЖКХ российского ПО, внедрение в единую информационную систему жилищного строительства алгоритмов ИИ и нейронных сетей, позволяющих осуществлять оценку и принимать решения относительно выбора застройщика на базе подаваемой финансовой отчетности. Также должны быть созданы «цифровые двойники» объектов капитального строительства, используемые на всех этапах жизненного цикла таких объектов, а 50 % многоквартирных домов оснащены интеллектуальными системами общедомового учета ресурсов. 100 % диспетчерских служб муниципальных районов и городских округов будут подключены к системам мониторинга инцидентов и аварий на объектах ЖКХ. 80 % общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах проводятся с помощью электронного голосованиям. Кроме того, согласно стратегии, будут внедрены информационно-телекоммуникационные сервисы в сфере обращения с отходами строительства и сноса, а также технологии информационного моделирования на объектах КП, реализуемых за счет привлеченных инвестиций. «В результате реализации стратегии будут выведены на единый портал государственных и муниципальных услуг и региональные порталы государственных и муниципальных услуг все государственные услуги (сервисы) и функции в отрасли строительства и сфере жилищно-коммунального хозяйства», — заключили авторы документа.

Представители пресс-службы правительства отметили, что еще один вектор работы по достижению поставленных целей в строительной отрасли и ЖКХ – оптимизация и перевод в электронный вид большинства административных процедур. «Такая работа подразумевает сокращение излишних требований и согласований. В итоге сроки инвестиционно-строительного цикла к 2030 г. должны сократиться на 30% по сравнению с показателями 2019 г., а количество предоставляемых документов, сведений и согласований уменьшиться вдвое», — сообщили они.

«Все это позволит снизить нагрузку на бизнес, упростить взаимодействие компаний с органами власти. И в целом повысить эффективность строительства жилых домов, транспортной и социальной инфраструктуры», – подчеркнул Михаил Мишустин.

По словам и.о. генерального директора компании «Системы компьютерного зрения» Михаила Смирнова, часть мероприятий требует только организационно-правовой работы, а часть — оснащения дополнительными техническими средствами. «Дать точную оценку затратам сложно, но дорогостоящей точно окажется унификация, внедрение сквозных цифровых технологий. Сфера ЖКХ частично цифровизована уже сейчас, но существуют проблемы и вызовы, с которыми предстоит разобраться. Организационные же мероприятия, вероятно, окажутся не такими затратными, но займут довольно много времени», — говорит он.

По его мнению, раньше других нужно реализовывать планы связанные со средой общения и вертикалью управления, так как без этого будет не договориться по унификации и технологии. «Стоимость реализации инициатив, указанных в стратегии будет исчисляться миллиардами рублей, а на успешную реализацию мероприятий потребуется более пяти лет», — предполагает Михаил Смирнов.

Источник