💹 Новости Трейдинга

Самые последние новости в сфере трейдинга

Спутники импортозаместятся насильственно

Вчера, 12 июля, на саммите «Сильная Россия 2022», выступая на сессии под названием «Космические проекты будущего: «Сфера» как основа экономической и технологической независимости России» генеральный директор ФГУП «Космическая связь» Алексей Волин рассказал, какие вызовы ждут российскую спутниковую отрасль и как их преодолеть. Он отметил, что Россия обречена использовать спутниковую связь, поскольку альтернативы ей нет. «Свыше 90% населения имеет связь и интернет, при этом на 80% территории России нет ничего, кроме спутника, и не предвидится. Не говоря о том, что даже там, где существует связь, возникает задача резервирования, так как при порче оптоволокна (например, разрыве) единственный способ связи — при помощи спутника», — пояснил Алексей Волин.

Он напомнил, что территория РФ покрыта 143 спутниками, из них 125 — иностранные аппараты, 18 российские — от ФГУП «Космическая связь» (ГП КС) и АО «Газпром космические системы» (ГКС). «Имея 12% спутников мы с ГКС на пару закрываем 80% всего российского рынка. ГП КС с 9% закрывает 50% российского космического рынка», — добавил он.

Первым вызовом, стоящим перед отраслью Алексей Волин назвал ненадежность иностранных партнеров. «Или, как мы его называем — насильственное импортозамещение. Из-за санкций против РФ некоторые иностранные спутниковые операторы за 24 часа просто отключили от космических аппаратов российские компании. В этой ситуации переход на российские спутники — единственный вариант. Второй вызов, проистекающий из первого — охватить весь мир небольшим количеством спутников, которые у нас с ГКС на двоих имеются. Третий — общемировая тенденция падения цен на спутниковую связь. За последние 10 лет стоимость услуг космической связи снизилась примерно вдвое, что связано с резким ростом количества спутников. Следующий вызов — санкционный режим. Это отказ иностранных производителей оборудования предоставлять его для производства новых космических аппаратов. Пятый вызов — необходимость быстрой разработки отечественных технологических решений. Потому что нам необходимо делать не только спутники, но и сервисное оборудование, наземную инфраструктуру. Шестой вызов — сложное экономическое положение многих отечественных клиентов. Мы живем на деньги клиентов. У нас с ГКС госсубсидий нет, а у клиента стало с деньгами все не так хорошо, как нам бы хотелось. Зачастую мы вынуждены находить способы продолжать оказывать им услуги, а они ищут способы их оплачивать», — рассказал гендиректор ГП КС.

Последний вызов он связал с увеличением низколетов и среднелетов — спутников на негеостационарной орбите. «Мы настроены оптимистично. И планируем развертывать новые низко- и среднеорбитальные группировки. Возрастающие потребности нельзя закрыть только ГСО-аппаратами. — сообщил Алексей Волин. — Мы конкурентны за рубежом. Сервисы ФГУП «Космическая связь» используются в 58 странах мира, наши аппараты покрывают 80% Земли. После введения санкций мы видим не только сохранение, но и увеличение спроса на наши космические аппараты за рубежом».

ГП КС планирует модернизацию Центров управления полетами, в частности компания готова использовать их как наземную инфраструктуру для проекта «Сфера», в том числе для космических аппаратов «Экспресс-РВ».

«Мы видим, что в стране неплохо обстоит дело с разработкой и классических антенн, и активных фазированных решеток, и приемного оборудования в целом. «Сфера» создает гонку среди разработчиков приемного оборудования, в частности, мы видим, как МФТИ (Московский физико-технический институт) и НИИР (НИИ Радио) готовы практически наперегонки предлагать и продвигать решения для наземной инфраструктуры. Одновременно мы видим выстраивание новых логистических цепочек — я думаю через год мы увидим интересную картину, при том речь идет не только о поставках оборудования из Китая», — рассказал Алексей Волин.

Он сообщил, что на следующей неделе ГП КС объявит результаты конкурса на создание «Экспресс-АМУ4», уточнив, что победителем его должна стать одна российская компания, производящая спутники. «Проект будет реализован полностью на средства ГПКС. Впервые при проведении конкурса мы не проводили деление на полезную нагрузку и платформу. Мы все заказывали российскому производителю. После этого возможности ГП КС производить спутники за счет собственных средств будут исчерпаны, и мы будем с коллегами думать над планами замены остающихся аппаратов, так как с января 2024 г. нам надо будет начать работу над новыми аппаратами, чтобы модернизировать орбитальную спутниковую группировку «Экспресс», заменив семь космических аппаратов. Поскольку срок существования спутника — 15 лет, а срок производства нового — 4 года. Без участия государства эту задачу не решить, и мы считаем, что это возможно», — рассказал Алексей Волин.

По информации источника на комическом рынке, в ближайшее время «ИСС им. Решетнева» получит от ФГУП «Космическая связь» заказ на производство спутника «Экспресс-АМУ4». Конкурс на строительство этого космического аппарата ГП КС объявило еще в сентябре 2021 г., однако ту закупочную процедуру пришлось отменить, так как 1 сентября 2021 г. вступили в силу санкции Госдепартамента США против российского космического сектора. Поэтому заявку на конкурс подал лишь «ИСС им. Решетнева». Airbus уведомила ГПКС, что ей потребуется четыре-шесть месяцев только на прояснение возможности участия в такой закупке, а TAS — хоть и располагала европейскими компонентами, на которые не распространяются американские санкции, — уведомила потенциального заказчика, что созданный на их основе спутник не уложится в объявленный бюджет. В мае 2022 г. ГП КС возобновил конкурс на «Экспресс-АМУ4», изменив конкурсную документацию. Раньше одна закупка касалась спутника, а вторая — полезной нагрузки для нее, теперь тендер проводится на поставку космического аппарата и полезной нагрузки единым лотом.

Из презентации к выступлению Алексея Волина следует, что в 2024 г. планируется начать строительство спутников «Экспресс-АМУ6», «Экспресс-40» и «Экспресс-Р1». В 2025 — «Экспресс-36», «Экспресс-АМУ8», «Экспресс-АТ3» и «Экспресс-АТ4». В 2026 г. предприятие намерено запустить производство аппаратов «Экспресс-АМУ5» и «Экспресс-Р2», а в 2028 г. — «Экспресс-Р3». Запуск этих аппаратов намечен в период с 2027 по 2032 гг.

Источник