💹 Новости Трейдинга

Самые последние новости в сфере трейдинга

Цифровизация на распутье

Заместитель директора Центра стратегий и программ ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Тамара Зинина считает, что по итогам 2022 г., вероятнее всего, и со стороны организаций, и со стороны населения будет наблюдаться сокращение затрат на цифровые технологии в реальном выражении, то есть объеме приобретаемого ИКТ-оборудования, ПО и ИТ-услуг. «Причиной этому будет их фактическая недоступность из-за ухода с российского рынка ключевых вендоров. Вторая причина – бюджетные ограничения и снижение инвестиционной активности на фоне ухудшения финансового положения заказчиков, в том числе из наиболее пострадавших от санкций отраслей. Но учитывая наблюдаемый рост рублевых цен на ИКТ-импорт на 30-40% из-за дефицита и увеличения числа посредников, стоимостные объемы закупок могут при этом вырасти», — объясняет Тамара Зинина.

По ее словам, за январь-июль наблюдается положительная динамика оборота компаний сектора ИКТ, являющихся поставщиками цифровых технологий, – он вырос на 10% относительного того же периода 2021 г. «Основной вклад в это внесла ИТ-отрасль (+27%), а также ажиотажный спрос на импорт в марте-апреле. Если же говорить о последних данных чисто по июлю месяцу, то в сегменте оптовой дистрибьюции ИКТ-оборудования и ПО виден спад более 30-35% к июлю прошлого года. На фоне прекращения продаж новых лицензий на иностранное ПО и облачных услуг западных компаний, растут продажи отечественных тиражных продуктов, находящихся в высокой степени зрелости. Кроме того, увеличился спрос на ИТ-услуги по техподдержке, доработке тех ИТ-систем иностранных вендоров, которые ранее были развернуты локально. Также растет востребованность продуктов в области кибербезопасности», — рассказала заместитель директора Центра стратегий и программ ИСИЭЗ НИУ ВШЭ.

Директор по взаимодействию с органами государственной власти Группы «Т1» Дина Гайзатуллина считает, что уровень валовых внутренних затрат в 2022 г. как и 2020 г., увеличится. «Если в 2021 г. доля валовых внутренних затрат несколько сократилась и рынок, получив новые сферы, продолжил стабильный рост, то в 2022 г. с учетом усилившегося спроса на импортозамещение общий уровень затрат на цифровые технологии должен возрасти. Мы прогнозируем рост расходов компаний на российское программное обеспечение и другие продукты в области ИТ. Население также продолжит тратить на цифровые товары и услуги и даже будет наращивать объемы использования продуктов и решений в этой области. Во всех этих сегментах доля вложений должна существенно увеличиться, поскольку 2022 г. стал годом смены экономической парадигмы, и в большой степени в отношении цифровых продуктов и ИТ-оборудования», — уверена она.

Аналитик «Девелоника» (ГК Softline) Антон Лямкин считает, что спрос будет повышаться на приобретение импортозамещающих решений, ПО, оборудования и т.д., которые временно недоступны на российском рынке. «При этом отметим общую тенденцию бизнеса на экономию и сохранение бюджета, с целью сохранения работы бизнес-процессов», — добавил он.

«С начала года в сегменте B2B мы наблюдаем кратный рост спроса на облачные ресурсы, решения для кибербезопасности, услуги мобильного информирования, таргетированную рекламу. По нашим оценкам, такая тенденция сохранится до конца года», — сообщили в пресс-службе «МегаФона».

Что же касается данных за 2021 г., то пресс-служба института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ сообщила о том, что по их данным, затраты организаций и населения на развитие цифровой экономики по итогам 2021 г. составили 4,8 трлн руб., что на 19,3% больше, чем в 2020 г. «Их доля в ВВП, продемонстрировавшем опережающий рост (+22%), сократилась с 3,8 до 3,7%. Прирост объема валовых внутренних затрат на развитие цифровой экономики в 2021 г. более чем вдвое превысил доковидный (+8% в 2019 г.), вернувшись к положительным значениям (в 2020 г. снижение на 0,8%)», — сообщила пресс-служба НИУ ВШЭ.

По их словам, структура валовых внутренних затрат на развитие цифровой экономики приблизилась к доковидному соотношению: доля домашних хозяйств, оплативших в 2020 г. дополнительные затраты на цифровые товары и услуги из-за массового перехода на удаленную работу, сократилась с 44,3% до 39,2% в 2021 г., организаций — выросла с 55,7 до 60,8%.

«Внутренние затраты организаций на создание, распространение и использование цифровых технологий и связанных с ними продуктов и услуг, включая затраты на исследования и разработки в области цифровых технологий, составили 2,9 трлн руб., или 2,2% ВВП. По сравнению с 2020 г. их объем в фактических ценах вырос на 30,3%. Расходы населения за этот период увеличились лишь на 5,5%, достигнув 1,9 трлн руб.», — рассказали представители НИУ ВШЭ.

По их данным, 48% общего объема внутренних затрат организаций на создание, распространение и использование цифровых технологий и связанных с ними продуктов и услуг приходится на финансовые и страховые компании – 13%, 384 млрд руб., ИТ-отрасль – 12,8%, 378 млрд руб., сферу телекоммуникаций – 12,5%, 369 млрд руб., профессиональную, научную и техническую деятельность – 10,4%, 307 млрд руб. «Среди отраслей предпринимательского сектора самые высокие темпы роста затрат отмечаются в строительстве – в 2,4 раза по сравнению с 2020 г., ИТ-отрасли – в 2,3 раза, в 2 раз в оптовой и розничной торговле, в 1,8 раза в добыче полезных ископаемых. В числе лидеров и социальная сфера — в сфере культуры израсходовано на продукты и услуги, связанные с цифровыми технологиями, в 3,9 раза больше, чем годом ранее, в здравоохранении — в 1,6 раза», — рассказали представители пресс-службы НИУ ВШЭ.

По их словам, в структуре затрат организаций на цифровизацию за год на 21% увеличились расходы на приобретение программного обеспечения (ПО), его адаптацию и доработку, выполненные собственными силами. «При этом опережающими темпами росли закупки российского ПО — его доля в закупках ПО составила 34% против 31% в 2020 г. Более чем втрое увеличились «прочие внутренние затраты на внедрение и использование цифровых технологий», основная часть которых приходится на оплату труда специалистов по ИКТ. Практически не изменился объем затрат на приобретение машин и оборудования, связанных с цифровыми технологиями. На фоне общего роста затрат на цифровизацию, почти на 30% снизились объемы расходов, пик роста которых пришелся на пандемию, — обучение сотрудников, связанное с внедрением и использованием цифровых технологий, и приобретение цифрового контента», — отметили представители НИУ ВШЭ. По данным их аналитиков, в видовой структуре внутренних затрат организаций на создание, распространение и использование цифровых технологий и связанных с ними продуктов и услуг по-прежнему наибольшую долю занимают расходы на приобретение машин и оборудование – 37,3%.

Источник