💹 Новости Трейдинга

Самые последние новости в сфере трейдинга

ЦФА – загадка для бизнеса

Результаты исследования, проведенного «ВТБ Факторинг» совместно с Ассоциацией корпоративных казначеев и журналом «Финансовый директор» среди 292 компаний, представляющих все бизнес-сегменты из широкого спектра отраслей, показали, что 10% респондентов видят себя сразу в двух ролях – эмитентов и инвесторов. Авторы исследования считают, что бизнес-сообщество нуждается в более высоком уровне информированности о ЦФА, так как в качестве отказа от потенциального выпуска ЦФА эту причину обозначили 57% опрошенных.

«Среди участников опроса виден большой разрыв между ожидаемыми сроками эмиссии и инвестирования ЦФА. Сроки размещения свободной ликвидности, которые преимущественно выбирают респонденты не превышают 30 дней. При этом для 72% потенциальных эмитентов оптимальный срок привлечения средств через эмиссию ЦФА — не менее 90 дней. Стоимость заимствований через выпуск ЦФА для бизнеса не является барьером для респондентов, поскольку текущий уровень кредитных ставок вполне отвечает ожиданиям потенциальных инвесторов к доходности вложений. 47% из них рассчитывают на премию, превышающую на 1,5% банковские депозиты или ключевую ставку ЦБ, которые используются ими в качестве ориентира», — отметили авторы исследования.

По их словам, несмотря на наличие развитой культуры оценки кредитных рисков контрагентов, 60% респондентов заявили о потребности в дополнительной независимой финансовой оценке от несвязанных с ними нефинансовых компаний, 6% согласны инвестировать только в ЦФА финансовых компаний.

Генеральный директор «ВТБ Факторинг» (ГК) Антон Мусатов отмечает, что для развития рынка необходимо активнее информировать бизнес о преимуществах ЦФА и запустить вторичный оборот цифровых активов. «Это позволит сбалансировать сроки эмиссии и инвестирования ЦФА. По нашей оценке, суммарный объем рынков, которые потенциально могут стать целевыми для выпуска ЦФА, составляет от 30 до 35 трлн рублей. Даже с консервативной оценкой его проникновения, как нового инструмента, в 3-5%, в среднесрочной перспективе объем рынка может составить 1-2 трлн рублей», – говорит Антон Мусатов.

По словам представителя пресс-службы Ассоциации «ФинТех» у компаний мало понимания, что из себя представляют ЦФА, и как с ними взаимодействовать, а также какую ценность они имеют для бизнеса. «В связи с чем необходимо информировать бизнес о преимуществах выхода на рынок ЦФА. Мы полагаем, что осведомленность об этом цифровом финансовом инструменте и понимание принципа его работы значительно повысится в связи с публикацией Банком России консультативного документа о развитии рынка цифровых активов. ЦФА – потенциально привлекательный инструмент для привлечения дополнительного финансирования. Полагаем, что бизнес поймет ценность использования ЦФА как инструмента повышения эффективности, и мы увидим большее количество компаний, присоединяющихся к экосистеме цифровых активов», — отметил представитель Ассоциации ФинТех.

По его словам, некоторые компании пока не готовы перейти к использованию цифровых финансовых активов ввиду технической сложности самого процесса «подключения» к рынку ЦФА, а также остается открытым вопрос по некоторым законодательным положениям, касающимся ЦФА. «Сейчас у участников рынка появляются запросы на использование альтернативных платежных инструментов при трансграничных расчетах. В этом случае бизнес мог бы продвигать следующую повестку – использование ЦФА как инструмента для расчётов. Таким образом, ЦФА могли бы быть представлены в виде стейблкоинов, привязанных к какому-либо устойчивому активу и таким образом могли бы быть использованы в международных расчетах», — считает представитель Ассоциации ФинТех.

По его мнению, доля тех, кто готов будет использовать ЦФА увеличится. «Все большее количество компаний узнает о сущности и преимуществах технологии. Например, можно использовать ЦФА в качестве инструмента для привлечения долевого финансирования (для крупных компаний) или выйти на ICO для малых компаний, можно провести токенизацию дебиторской задолженности и пр. Использование в процессе технологии распределенных реестров гарантирует высокую степень защищенности. Вместе с тем совершенствуется законодательная база, что делает взаимоотношения между участниками рынка более четкими, повышая их уверенность в безопасности проводимых сделок. Все это будет стимулировать интерес компаний к ЦФА», — заключил представитель ассоциации.

Ведущий аналитик Freedom Finance Global Наталья Мильчакова считает, что бизнес в будущем может активно работать с ЦФА, так как это удобно и инвестору, и эмитенту – технология блокчейна позволит значительно уменьшить бумажный документооборот.

«Но в течение ближайшего года, если не произойдут существенные изменения в регулировании оборота ЦФА, а точнее – если не произойдет легализации цифровых финансовых активов в России, то у бизнеса будет по-прежнему умеренный интерес к таким активам. Сильно рисковать и вступать в противоречие с регулятором и тем более – с законодательством, пока не разрешающим такие операции на открытом рынке, мало кто согласится. Судя по цифрам исследования, интерес российского бизнеса к ЦФА очень, мягко говоря, умеренный, то есть всего чуть больше трети опрошенных компаний готовы такие активы выпускать, и всего четверть — инвестировать в них. Оценка будущего рынка ЦФА в 30-35 трлн руб. тоже говорит о том, что потенциально рынок будет слишком узким – ведь оборот российского фондового рынка составляет как минимум 74-75 трлн руб., то есть рынок таких активов по объему будет меньше, и, соответственно, менее ликвидным, чем фондовый рынок. Теоретически, основываясь лишь на цифрах, можно было бы сделать вывод, что российский бизнес ни к выпуску, ни к инвестициям в ЦФА не готов. Но такой вывод был бы слишком поспешным», — говорит Наталья Мильчакова.

По ее мнению, как только ЦБ РФ разрешит операции с ЦФА на открытом рынке, и как только появятся соответствующие изменения в законодательстве, тогда и желающих выпустить ЦФА, и инвестировать в них будет намного больше. «И это будет наилучшим способом решить проблему повышения интереса потенциальных эмитентов и инвесторов к этой весьма удобной и прогрессивной технологии. Вот тогда бизнес станет основным драйвером в распространении и популяризации ЦФА», — уверена она.

Заместитель директора Высшей школы финансов РЭУ им. Г. В. Плеханова Татьяна Бондаренко отмечает, что сейчас на российском рынке имеют место лишь единичные выпуски ЦФА. «Делать точное прогнозы относительно развития рынка ЦФА в будущем пока сложно, рынок только пробует новый финансовый инструмент. Однако можно говорить о том, что ЦФА предоставляют широкие возможности секьюритизации активов, что в целом интересно участникам финансового рынка и может стать драйвером развития рынка ЦФА. На данный момент на рынке наблюдается недоверие к ЦФА в силу недостаточной информированности экономических субъектов о новом финансовом инструменте. Отсутствие накопленного широкого и успешного опыта практики применения ЦФА в рамках деятельности компаний только повышает уровень «отстраненности» экономических субъектов от ЦФА. Помимо этого, для выпуска ЦФА компании необходимы высококвалифицированные специалисты, которые смогут учесть все юридические и экономические тонкости выпуска ЦФА, и сконструировать такой ЦФА, который бы в наибольшей степени удовлетворял потребности компании», — считает Татьяна Бондаренко.

По ее мнению, решать проблемы в первую очередь должны компании и инфраструктурные институты рынка ЦФА как наиболее заинтересованные лица. «Необходимо повысить уровень информированности участников рынка о возможностях, предоставляемых ЦФА. В перспективе, доля лиц, кто будет использовать ЦФА будет увеличиваться. Во-первых, будет расти общий уровень финансовой грамотности, как юридических, так и физических лиц. Во-вторых, на рынке будет появляться все большее количество выпусков ЦФА для физических лиц», — отметила она.

Источник